Аспекты йоги

Для совершенства в йоге необходимы следующие качества:


Значение йоги



1. Истинное значение йоги: активный путь к свободе
Значение йоги — не в том, чтобы сделать себя полностью пассивным и все время концентрироваться на пустоте. Истинная цель — освободиться от материальной зависимости, опираясь на силу, совесть и понимание. Будучи вдохновленным силой йоги, человек может достигнуть великих качеств, таких как чистота и независимость ума, чтобы привнести в свою жизнь активность и порядок во всем.

2. Триединство пути: йога действия, познания и преданности
В священных писаниях дается руководство в трех формах: йога действия (карма-йога), йога познания (джняна-йога) и йога преданности (бхакти-йога). Все эти три вида йоги являются учениями о том, как развиваться и прожить спокойную и хорошую жизнь.

Эти три силы дополняют друг друга и действуют всегда вместе. Познание абсолютно невозможно без действия, а желание достигнуть чего-либо без действия и знаний остается невыполненным. Следовательно, действовать, одновременно используя значения всех трех этих сил, — это тоже йога. Тот, кто отдает предпочтение только одному из видов йоги, никогда не достигнет совершенства, а его жизнь на земле и за ее пределами будет нереализованной.
Поэтому для мыслящих людей необходимо стремиться к хорошей практике в действии, а не только в теории, чтобы постигнуть истину или науку познания.

3. Восьмиступенчатый путь: программа дисциплины
В философии йоги описана практическая программа, состоящая из восьми формул или частей. Эти восемь ступеней:
  1. Самоограничение (яма): этические принципы.
  2. Правила (нияма): личностная дисциплина и обеты.
  3. Позы (асаны): физические упражнения.
  4. Регуляция дыхания (пранаяма): контроль над жизненной энергией.
  5. Контроль над чувствами (пратьяхара): отвлечение чувств от внешних объектов.
  6. Сосредоточение (дхарана): концентрация ума.
  7. Медитация (дхьяна): непрерывное созерцание.
  8. Экстаз или осознание (самадхи): состояние сверсознания, интенсивное созерцание.

4. Дисциплина как основа: учение Патанджали
Мудрец Патанджали начал свою философию йоги с утверждения: «Таким образом начинается дисциплина йоги (Атха йоганушасанам)». С этого момента становится ясно, что дисциплина имеет огромную важность в человеческой жизни. Именно дисциплинированная жизнь закладывает прочный фундамент для построения практики йоги. Если человек хочет жить как свободная, уравновешенная, успешная и респектабельная личность, совершенно необходимо следовать определенному процессу, дисциплине, правилу и практике.

5. Первые врата йоги и последовательность пути
С постепенным развитием в йоге первыми вратами на пути становятся самоограничение и правила (яма и нияма). Общество, в котором отсутствует воспитание этих принципов, обречено остаться позади всего мира. Самоконтроль и строгое соблюдение ямы и ниямы приносят уравновешенность и порядок в жизнь.

Все формулы йоги постепенно развивают взаимоотношения друг с другом и дополняют одна другую. В йоге существуют последовательные ступени, идя по которым, мы можем легко достигнуть последней.

6. Цель и результат: совершенство и высшее счастье
Это предполагает, что осуществление йоги возможно только через улучшение поведения личности, пробуждение чувства доброты в сердце, активное участие в служении людям и любовное посвящение себя универсальному закону жизни.
Это известно как совершенство в йоге — тот самый предмет спасения (мокши). Через это спасение мы достигаем высочайшего счастья.
Аспекты йоги

Безупречность поведения и мыслей


1. Источник йоги: поведение и мысли
Чтобы постичь йогу, чрезвычайно важно достигнуть совершенства в поведении и в мыслях. Подобно тому как чистая река течет со своего источника, короля гор Гималаев, так и настоящий источник практики йоги — это поведение и мысли. Представьте, что поведение и мысли — это Гималаи для реки в форме практики йоги. Благодаря этому неиссякаемому источнику практикующий постоянно получает пользу от этого потока. Поведение и мысли — это огромная сила. Без их существования источник йоги высыхает.

Регулярной практикой йоги, наряду с другими дисциплинами, необходимо пробуждать ум в прохладной тени безупречного поведения и мыслей. В кодексе поведения существуют обширные учения, которые в равной степени истинны как для отдельных личностей, так и для целых наций.

2. Четыре основы кодекса поведения
(а) Правда (Сатья)
Мы должны оставаться преданными правде. Это означает вести себя искренне и оставаться непоколебимыми в нашей вере в дух. Следует помнить, что значение правдивости заключается не только в том, чтобы говорить правду словами. Очень важно должным образом исследовать и понять учение до самого основания, чтобы затем использовать его для благосостояния мира и своей собственной жизни.

(б) Ненасилие (Ахимса)
Мы никогда не должны позволять насилию завладеть нашим телом, умом или речью. Это означает не причинять любые формы вреда другим и не думать о них дурно. Для хорошей и безопасной жизни крайне важно уважительно относиться к другим, так же как и к себе, и в равной степени проявлять заботу о каждом. В этом заключается основная идея человечности.

(в) Целибат (Брахмачарья)
Энергия семени должна быть сохранена и использована для воспроизводства потомства, и мы должны быть вовлечены в процесс продолжения рода. В соответствии с индийской культурой и философией йоги, значение целибата — это не только оставаться в безбрачии. Этот факт должен быть понят правильно: брак должен основываться на прочном фундаменте целибата, или самоконтроля, а не на атмосфере вожделения и похоти. Окончательная цель брака — достичь осознания вселенной, познать Творца. Это «Божественный брак», а не «свадьба собачек».

Брак также необходим для поддержания постоянства и нерушимости существования человечества. Другими словами, «имя для нерушимого постоянства человечества – брак», и построить его необходимо на каменном основании целибата. Когда целое мироздание может основываться на Творце, почему брак не может основываться на целибате, который есть характеристика Творца?
Как долго продлится брак, основанный лишь на вожделении и физическом удовольствии? Давайте помнить, что брак – это великая йога. Йога, заложенная с радостью, с намерением разрушить болезни и несчастья. Только когда семья становится домом йоги, он превращается в дом радости и развития. Философия здесь такова: мы должны переплыть море жизни, а не утонуть в нем.

(г) Самоотречение и самодисциплина
Мы должны полностью понять глубокий смысл, заложенный в афоризме: «Обладай в соответствии со своими нуждами и делай в соответствии со своими способностями». Это выражается в следующих практических правилах:
  • Мы должны спать, просыпаться, умываться и принимать ванну вовремя, ежедневно.
  • Мы не должны принимать интоксиканты.
  • Мы должны честно работать и есть только то, что честно заработали.
  • Мы должны быть удовлетворены тем, что имеем.
  • Мы должны петь звук ОМ для очищения ума и обдумывать то, что изучили.
  • Мы должны всегда уважать почтенных людей и держаться подальше от непристойной литературы и кино.
  • Мы должны иметь непоколебимую веру в Творца и регулярно занимать себя работой с вовлеченным умом.
  • Мы должны говорить меньше, но правдивей.
  • Мы должны быть бесстрашными, никогда не подчиняться несправедливости и служить другим людям.
Заключение
Мы должны быть готовы построить характер и развивать личные качества, используя вышеназванные идеи в своей практике. Если следовать этим инструкциям, состояние ума практикующего будет сильным, а его личность — чистой. Его поведенческая позиция в жизни станет правильной, и таким образом он достигнет духовного мира. Эти качества являются важной и необходимой основой для практики йоги.
Аспекты йоги

Практика йоги


1. Коренное значение слова «Йога»
Слово «йога» происходит от санскритского корня «yuj», который означает соединять, объединять, сосредоточивать. Великие мудрецы интерпретировали йогу как встречу или объединение индивидуальной энергии с божественной. Также, йога может быть переведена как воссоединение или слияние со своим первоначальным состоянием.
Через практику йоги энергия, получаемая путем слияния индивидуальной и коллективной энергий, используется для духовного и материального прогресса. В этом заключается подлинное значение йоги.

2. Йога как созидательная деятельность
Чтобы остановить дурные мысли и намерения, недостаточно быть пассивным или ничего не делать. Если человек прилежно работает и культивирует позитивные мысли, освобождаясь от негативной энергии, его жизнь становится свободной от напряжения, а личные и дружеские отношения с людьми укрепляются. Он достигает состояния совершенного здоровья и покоя в душе. Это и есть высочайшая точка достижений через практику йоги.
  • Значение высшего духа: Когда человек имеет чистую душу, он может действовать с полной уравновешенностью, дисциплиной, пониманием, ответственностью и честностью. Все его усилия ведут к общему благосостоянию. Он способен выполнить великую и созидательную роль в создании своего характера, а также характера общества.
  • Социальный аспект: Значение йоги – быть созидательным, не отдаляясь от общества. Поэтому восточная идея созидания и помощи другим в их собственном прогрессе более жизнеспособна и практична, нежели западная — «каждый сам по себе». Эта восточная концепция жизни – суть йоги.
Практика йоги собирает воедино разбросанные жизненные устремления, превращая их в одно целое. Направляя всю энергию в строгую дисциплину, йога вдохновляет к сознательной и честной жизни. Поэтому можно без преувеличения сказать, что йога — это сотрудничество и гармония всех сил. Важно также помнить, что йога не является религией или религиозной традицией.

3. Две ступени: «Строительство» и «Спасение»
Этапы йоги можно описать так: прежде всего необходимо вовлечение себя в действие, или «строительство». Только тогда автоматически приходит «спасение». Главная причина неустойчивости в современном обществе — это всего лишь разговоры о спасении, а не сам процесс.
Человечество сегодня несовершенно потому, что общество не заботится о практических аспектах жизни, ошибочно веря, что мир подвержен разрушению, а душа — смерти. Поэтому в современном мире крайне необходимо созидать характер.
Истинно совершенный йог — это тот, кто, не отказываясь от практических аспектов жизни, следует добродетельным поступкам и поведению для общего благосостояния мира и становится счастливым, неся радость всем живым существам.

Таким образом:
Созидание + Деятельность = Нерушимость (Здоровая Личность)

4. Что такое спасение в йоге?
Высочайшее значение йоги и ее цель, спасение, — это способность жить с устойчивым умом, радостными чувствами, любящими отношениями, счастьем, свободой и силой. Это состояние, в котором сознание свободно от привязанности к физической материи, а равновесие ума не разрушается под влиянием слов, не возникает излишней радости во время достижений и печали при неудачах.

5. Разрушение мифов: истинный йог и ложные представления
Большинство людей относятся с уважением к йогам, ведущим уединенный образ жизни в пещерах Гималаев, или к отшельникам в лесах, оставившим все общественные дела и отношения. Более того, люди часто считают, что йоги не носят одежды, остаются голодными, изнуряя свое тело, и совсем не разговаривают.

Ни одна из этих вещей не является необходимой для того, чтобы вести долгую, здоровую и превосходную социальную жизнь, полную практики йоги. Такие действия в основном имеют скорее символическое значение, но для практической йоги мы не касаемся такого рода аскетизма.

6. Высший пример: учение Кришны на поле боя
Все знают, что Повелитель Кришна обучал Арджуну йоге на поле боя. Он инструктировал Арджуну: «Продолжай выполнять свои обязанности, объединяя свою низшую природу с высшей». Никто не должен забывать свое собственное тело; необходимо быть активным и вести жизнь, умело выполняя свою работу.
Существование «Бхагавад-гиты» в целом подтверждает этот факт. Это и есть способ жизни в соответствии с йогой, и это известно как жизнь, полная амброзии — божественного нектара.

Аспекты йоги

Физическое здоровье


1. Физическое здоровье: фундамент для практики йоги
Для достижения совершенства в практике йоги физическое здоровье так же важно, как свет в темноте. Больное тело ослабляет ум, в результате чего человек постоянно беспокоится о телесных недугах и отдаляется от духовной и умственной практики.

2. Тело как инструмент для Дхармы
Главное предназначение тела — это достижение всех благочестивых поступков (дхарма). Поэтому мы должны быть чрезвычайно осторожны и прилагать все усилия для поддержания физического здоровья, которое является самой важной вещью для этой цели.

3. Путь к здоровью: триединство привычек
Необходимо выработать ежедневную привычку, состоящую из трех компонентов:
  • Употребление чистой и здоровой пищи.
  • Поддержание благих мыслей.
  • Следование праведному поведению во время занятий йогой.
Если мы сможем поддерживать эти привычки, мы сможем сохранить хорошее самочувствие и вести здоровую и свободную от болезней жизнь.
Аспекты йоги

Равновесие жизненной энергии


1. Взаимосвязь дыхания, жизненной энергии и ума
Для совершенства в практике йоги необходим контроль движения жизненной энергии (праны) через управление дыханием. Когда это движение находится под контролем, ум также приходит в равновесие. Существует неразрывная связь между этими элементами:
  • Куда бы ни направилась жизненная энергия, ум следует за ней.
  • И чего бы ни достиг разум, жизненная энергия уверенно движется следом.
Поэтому, чтобы устранить неугомонность ума, необходимо в первую очередь контролировать жизненную энергию через дыхание.

2. Управление дыханием — ключ к долголетию
Основной принцип заключается в следующем: чем реже и продолжительнее вы дышите, тем длиннее ваша жизнь. Овладеть этим возможно только через практику йоги.
Очень показательны примеры из мира природы:
  • Черепаха дышит около 4 раз в минуту и живет при этом до 300 лет.
  • Кролик, напротив, дышит до 150 раз в минуту, а живет только 6 лет.

3. Покорение смерти через дыхание
Если и существует способ покорить смерть, то он лежит только через управление дыханием. Блажен тот, кто постоянно управляет своим дыханием.
Аспекты йоги

Концентрация и медитация


1. Концентрация (Дхарана): удержание устойчивого ума
Концентрация (сосредоточение) – это умственный процесс. Когда наш ум становится устойчивым, чистым и лишенным страстей посредством контроля дыхания, и когда мы способны поддерживать и сохранять ум в этом устойчивом состоянии, мы достигаем концентрации.

В качестве центральной точки для концентрации может выступать:
  • Энергетический центр в центре головы (аджна).
  • Другие центры, такие как вишудхи (горловой), анахата (сердечный) или свадхистхана (сакральный).

2. От концентрации к медитации (Дхьяна): непрерывный поток внимания
Чтобы понять переход от концентрации к медитации, можно использовать следующую аналогию. Когда мы переливаем чистое масло из одного сосуда в другой, мы прикладываем сконцентрированное внимание, чтобы струя масла не прерывалась и не пролилась. Точно так же, если не позволять нашей концентрации прерываться, создавая непрерывный поток внимания, это состояние называется медитацией.

Во время медитации «сцена» (объект наблюдения) и человек, наблюдающий ее (медитатор), должны установить продолжительные, устойчивые взаимоотношения. В течение всего этого времени ум остается спокойным и дисциплинированным.
Аспекты йоги

Состояние транса или глубокой медитации


1. Самадхи: слияние наблюдателя и наблюдаемого
Во время транса или осознания (самадхи) стирается разница между наблюдателем и наблюдаемым. В этом состоянии все три аспекта — процесс медитации, объект медитации и сам медитирующий — сливаются и становятся одним целым. Достигается единство между низшим и высшим «Я», и медитатор встречается лицом к лицу с совершенством и полнотой завершенности. Это и есть конечная цель йоги.

2. Природа состояния Самадхи
С другой стороны, это состояние можно описать как:
  • Нескончаемое достижение.
  • Высший самоконтроль и высшая йога.
  • Подлинное знание и вечная истина.
  • Начало, середина и конец, взятые вместе.
Когда низшее «я» правильно постигает эту истину, оно немедленно реализуется в своей собственной, истинной форме.